Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Кодексе


Для целей настоящего Кодекса применяются следующие основные термины и их определения:

акватория порта – обособленный участок внутреннего водного пути, используемый для обеспечения деятельности порта;

багаж – имущество, сданное перевозчику пассажиром, которое перевозчик обязан доставить в пункт назначения и на основании багажной квитанции выдать;

база (сооружение) для стоянки маломерных судов – комплекс объектов (объект) на сухопутной территории и акватории, предназначенный для стоянки (хранения) и (или) обслуживания 10 и более маломерных судов, за исключением портов и судоходных гидротехнических сооружений;

внутренние водные пути – естественные либо искусственно созданные участки водоемов и водотоков, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства;

внутренний водный транспорт – вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река–море) плавания, а также используемый в целях судоходства с участием маломерных судов;

внутренний водный транспорт общего пользования – внутренний водный транспорт, выполняющий перевозки пассажиров, грузов и багажа на основании публичного договора, то есть по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам;

грузовладелец – грузоотправитель и (или) грузополучатель;

грузоотправитель – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которые от своего имени либо на основании договора перевозки внутренним водным транспортом вверяют перевозчику груз для его доставки в пункт назначения и выдачи грузополучателю;

грузополучатель – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, уполномоченные на получение груза на основании договора перевозки внутренним водным транспортом или на иных законных основаниях;

грузы – материальные ценности, принятые перевозчиком для перевозок внутренним водным транспортом в пункт назначения;

коносамент – товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора перевозки груза или договора буксировки внутренним водным транспортом и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза;

лоцманская проводка – деятельность, обеспечивающая безопасное прохождение судов по особо сложным участкам внутренних водных путей;

маломерные суда – суда длиной не более 20 метров с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, в том числе суда с подвесными двигателями и гидроциклы, за исключением построенных или оборудованных для промыслового рыболовства, оказания услуг по перевозке грузов и (или) пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, осуществления мероприятий по охране поверхностных водных объектов от загрязнений и засорений, а также принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, военных, военно-вспомогательных, пограничных и других судов, находящихся в государственной собственности и эксплуатируемых исключительно в некоммерческих целях;

навигационное оборудование – система специальных сигнальных средств, предназначенных для обеспечения безопасного судоходства;

навигация – период времени, в течение которого внутренние водные пути открыты для судоходства;

пассажир – физическое лицо, имеющее проездной документ (билет), удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира внутренним водным транспортом, либо перевозимое судном внутреннего плавания на иных законных основаниях;

перевозчик – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, выполняющие на основании договора перевозки или на иных законных основаниях доставку пассажиров, грузов, багажа, а также плавучих объектов в пункт назначения;

плавучий объект – плавучее искусственное сооружение, не являющееся судном и не используемое в целях судоходства;

порт – специально отведенный участок сухопутной территории и акватории внутренних водных путей, предназначенный для обслуживания пассажиров и судов, приема, погрузки, выгрузки, хранения и выдачи грузов и багажа, а также выполнения иных работ и услуг, обычно оказываемых в порту;

порт общего пользования – порт, осуществляющий прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу грузов и багажа на основании публичного договора, то есть по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам;

путевые работы – дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские работы, а также содержание навигационного оборудования на внутренних водных путях;

ручная кладь – вещи и предметы пассажира, по своим свойствам, габаритным размерам и массе отвечающие требованиям законодательства Республики Беларусь и перевозимые бесплатно под личную ответственность пассажира;

судно – самоходное или несамоходное плавучее искусственное сооружение, используемое в целях судоходства;

судно внутреннего плавания – судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и допущено к эксплуатации по внутренним водным путям, за исключением маломерного судна;

судно смешанного (река–море) плавания – судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и допущено к эксплуатации по морским и внутренним водным путям, за исключением маломерного судна;

судовладелец – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие судно от своего имени независимо от того, являются они собственниками судна или используют его на ином законном основании;

судоводитель маломерного судна (далее – судоводитель) – физическое лицо, управляющее маломерным судном, за исключением лица, обучаемого управлению моторным маломерным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил) (далее – моторное маломерное судно), или сдающего практический экзамен на право управления моторным маломерным судном. К судоводителю приравнивается лицо, обучающее управлению моторным маломерным судном или принимающее практический экзамен на право управления моторным маломерным судном и при этом находящееся на нем;

судовой билет – документ, подтверждающий право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на маломерное судно и право плавания данного судна под Государственным флагом Республики Беларусь;

судовой ход – пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) на карте;

судоходные гидротехнические сооружения – сооружения на внутренних водных путях, предназначенные для обеспечения судоходства;

судоходство – деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозки пассажиров, грузов, багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения, а также для подъема затонувшего имущества, санитарного и иного контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей;

транспортный аварийный случай – аварийный случай, связанный с движением судов (судна).

Скачать кодекс (PDF)