Статья 35. Льготы по налогам, сборам (пошлинам)

1. Льготами по налогам, сборам (пошлинам) признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами налогового или таможенного законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

2. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются в виде:

2.1. освобождения от налога, сбора (пошлины);

2.2. дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) иного уменьшения налоговой базы либо суммы налога, сбора (пошлины);

2.3. налоговых ставок, пониженных по сравнению с общеустановленными;

2.4. возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

2.5. в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

3. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и (или) настоящим Кодексом, иными законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, а также международными договорами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Министр иностранных дел Республики Беларусь и его заместители, а также руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь имеют право понижать ставки консульского сбора или освобождать от консульского сбора организации и физических лиц по их заявлениям, подаваемым в письменной форме, а также по письменным ходатайствам палат Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и республиканских органов государственного управления, а также дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, если приведенные в заявлении или ходатайстве причины будут признаны уважительными.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:

отдельным плательщикам – физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации;

отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, настоящим Кодексом и (или) иными законами.

4. Плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы и которые не использованы плательщиком в соответствии с частью первой настоящего пункта, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий:

плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);

налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам);

не истекло пять лет со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик вправе использовать льготы по таможенным платежам, не использованные при таможенном декларировании товаров, помещенных под соответствующую таможенную процедуру, после выпуска товаров, если обязанность по уплате этих платежей возникла в период действия правовых оснований для использования указанных льгот и не истекло три года с даты выпуска товаров, если иное не установлено международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Плательщик вправе не использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам), отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

5. При использовании льгот по таможенным платежам плательщик должен в таможенной декларации указать сведения о применении таких льгот и о документах, подтверждающих право на эти льготы.

Если использование льгот по таможенным платежам сопряжено с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами и (или) требований и условий, в качестве письменного обязательства (заявления) декларанта о назначении товаров и (или) об использовании товаров либо о распоряжении такими товарами в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, рассматривается таможенная декларация.

Плательщик вправе во время проведения проверки использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам), ранее не использованные, при соблюдении условий, установленных частью первой настоящего пункта, частями второй и третьей пункта 4 настоящей статьи, и представлении документов, подтверждающих право на льготы по налогам, сборам (пошлинам).

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходит право реорганизованного юридического лица на использование льгот по налогам, сборам (пошлинам).

7. В отношении льгот по налогам, сборам (пошлинам) проводится оценка эффективности их применения, с учетом результатов которой принимается решение о сохранении или отмене соответствующих льгот по налогам, сборам (пошлинам). Порядок проведения оценки эффективности льгот по налогам, сборам (пошлинам), а также их классификация устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

  PDF/DOC